Сегодня: Пятница, 28.02.2020
МБОУ Лицей № 8
Меню сайта
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 514
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 1
Пользователей: 1
Ovsienko_Andrew

 К 205-летию

                                                         религиозного философа

            и поэта А.С. Хомякова

 

 

          Алексей Степанович Хомяков и Северный Кавказ

 

 

                                                              Автор работы:

                                                                Тонян Лолита

                                                              

                                                     Ученица 8 класса

                                                    МОУ Лицей №8            

 

 

Научный руководитель:

Савенко Елена  Александровна.

учитель истории

МОУ  Лицей  №8.

                                

 

 

 

Содержание работы:

 

Введение……………………………………………………………3

Биографические данные А.С. Хомякова…………………………6

Семья А.С. Хомякова и Северный Кавказ……………………...12

Философские взгляды……………………………………………16

Заключение………………………………………………………..24

Примечание……………………………………………………….26

Использованная литература……………………………………...28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                 Введение

 

 

В Кисловодске отдыхало и работало много известных и знаменитых людей. Всем известны А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Д.П. Ознобишин, В.И. Сафонов, Н.А. Ярошенко, Ф.И. Шаляпин и другие.[1]Эти имена нам знакомы с детства, с первых уроков литературы в школе, с посещения различных экскурсий по нашему городу. Но есть такие достойные, но непростительно малоизученные имена в российской истории, которые мы даже не пытались связывать с историей нашего региона. Алексея Степановича Хомякова люди совсем не знают и не помнят. А ведь «у нас в умственной сфере равны с ним только Ломоносов и Пушкин». Так оценивал уникальную личность А.С. Хомякова выдающийся русский историк конца XIX в. К.Н. Бестужев-Рюмин.

Я тоже совсем недавно познакомилась с этой яркой и выдающейся личностью, благодаря урокам истории. От учителя истории я узнала, что семья Алексея Степановича имеет непосредственные связи с Северным Кавказом и с нашим городом Кисловодском.

23 апреля 2004 г. в Кисловодском историко-краеведческом музее «Крепость» состоялось интересное мероприятие. В рамках выставки «Свет православия на Северном Кавказе», организованной Ставропольским епархиальным управлением и Государственным краеведческим музеем имени Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве, прошла конференция, посвященная 160-летию Ставропольской и Владикавказской епархии и 200-летию крупного представителя отечественной общественной мысли Алексея Степановича Хомякова. Именно на этой конференции впервые в нашем городе прозвучали памятные слова об А.С. Хомякове и его Кавминводских связях.

И в этот знаменательный год я хочу посвятить свою исследовательскую работу памяти религиозного философа-славянофила и поэта А.С. Хомякова.

Изучив материалы конференции и имеющуюся  литературу, я просто была восхищена творческой личностью А.С. Хомякова. Хотя, скажу честно, больше всего он меня поразил своей образованностью и многосторонними способностями. Мне захотелось больше узнать об этом уникальном человеке  и рассказать о А.С. Хомякове на нашей научной конференции.  Думаю, что это оправдано в связи с предстоящей памятной датой 205-летием со дня рождения А.С. Хомякова.                                                  

 

 Цель моей работы состоит в изучении связи членов семьи Хомякова с Северным Кавказом.                   

 Передо мной стояли непростые задачи:

1. Выявить  связь семьи Хомякова с Северным Кавказом.

2.Узнать биографию Хомякова

3.Познакомиться с традицией благотворитильности семьи Хомякова.

 

Источником моей работы явилась различная справочная литература. Наиболее информация по данному вопросу содержится в сборнике «Русская общественная мысль и православная церковь на Северном Кавказе», в статье Савенко С.Н. «Кавминводские связи А.С. Хомякова и членов его семьи».

Из красочного иллюстративного издания Боглачев С.В., Савенко С.Н. Архитектура старого Кисловодска я узнала о даче семьи Хомяковых, которая находится в Кисловодске.

 

Актуальность выбранной темы обоснована ее не изученностью на сегодняшний день. 

Полученный материал с большой пользой можно использовать в краеведческой работе, на уроках истории Отечества.

 

 

Биографические данные А.С. Хомякова

 

Алексей Степанович Хомяков родился 1 мая (по старому стилю) 1804 года в Москве, на Ордынке, в приходе Егория, что на Всполье. По отцу и по матери, урожденной Киреевской, он принадлежал к старинному русскому дворянству. Так, род Хомяковых записан  в VI часть родословной книги Рязанской губернии и происходящий от "выезжаго (1594) иноземца" Потапа Xомякова, сын которого Михаил был рейтаром, внук Ларион состоял "по Рязани в городовых дворянах" в 1691 г., а правнук Иван Ларионович был в 1704 г. "выслан из приказа военных дел на службу в Полоцке". Из этого рода и происходил писатель Алексей Степанович.

Сам [2]Алексей Степанович знал наперечет своих предков лет за двести вглубь старины и сохранял в памяти «пропасть преданий» о екатерининской и вообще, о дедовской старине. «Все его предки были коренные русские люди, и история не знает, чтобы Хомяковы когда-нибудь роднились с иноземцами». Фактом первостепенной важности в биографии Хомякова является способ происхождения земельных богатств Хомяковых. «В половине XVIII века жил под Тулою помещик Кирилл Иванович Хомяков. Схоронив жену и единственную дочь, он под старость остался одиноким владельцем большого состояния: кроме села Богучарова с деревнями в Тульском уезде, было у Кирилла Ивановича ещё имение в Рязанской губернии и дом в Петербурге. Все это родовое богатство должно было после него пойти неведомо куда; и вот старик стал думать, кого бы наградить им. Не хотелось ему, чтобы вотчины его вышли из хомяковского рода; не хотелось и крестьян своих оставить во власть плохого человека. И собрал Кирилл Иванович в Богучарове мирскую сходку, и отдал крестьянам на их волю — выбрать себе помещика, какого хотят, только бы он был из рода Хомяковых, а кого изберет мир, тому он обещал отказать по себе все деревни. И вот крестьяне послали ходоков по ближним и дальним местам, на какие указал им Кирилл Иванович, — искать достойного Хомякова. Когда вернулись ходоки, то опять собралась сходка и общим советом выбрала двоюродного племянника своего барина, молодого сержанта гвардии Федора Степановича Хомякова, человека очень небогатого. Кирилл Иванович пригласил его к себе и, узнав поближе, увидел, что прав был мирской выбор, что нареченный наследник его — добрый и разумный человек. Тогда старик завещал ему все имение и вскоре скончался вполне спокойным, что крестьяне его остаются в верных руках. Так скромный молодой помещик стал владельцем большого состояния. Скоро молва о его домовитости и о порядке, в который привел он своё имение, распространилась по всей губернии». Этот излюбленный мирской сходкой Хомяков был родным прадедом Алексея Степановича. Семейные воспоминания об этом исключительном способе происхождения земельных богатств должны были оказать огромное влияние на весь духовный облик А. С. Хомякова, определили его отношение к народной жизни, к народной сходке, к происхождению земельной собственности. Хомяков был полон того чувства, что его земельные богатства переданы ему народной сходкой, что он был избран народом, что народ поручил ему владеть землей.

Для Хомякова характерно, что у него была органическая, кровная связь с матерью своей и матерью-землей своей. Мать Хомякова была женщина суровая, религиозная, с характером, с дисциплиной. Отец Хомякова был типичный русский помещик, член Английского клуба, человек образованный, но полный барских недостатков и слабостей. По матери Алексей Степанович был крепче, чем по отцу. «Следя за европейским просвещением в лице отца, в лице матери семья Хомяковых крепко держалась преданий родной стороны, насколько они выражались в жизни Церкви и быте народа[3].

Мать обеспечила А.С. Хомякову высокий уровень домашнего обучения и воспитания. Его учителями были: французский аббат Буавин, грек Арбе, А.А. Жандр (друг А.С. Грибоедова и родственник Хомяковых), доктор философии А.Д. Глагольев, профессор математики П.С. Щепкин (троюродный брат великого актера), профессор словесности А.Ф. Мерзляков и другие.[4]Уже в детстве выявились удивительные и многосторонние способности Алексея. Он с равным успехом  занимался и иностранными языками (особенно древними), и математикой, и словесностью, и фехтованием. … В 1819г. 15-летний Хомяков перевёл «Германию» Тацита. Познания в латыни позволили ему заметить ошибку в папской булле.   В связи с этим он спросил аббата Буавина, как он может считать Римского папу непогрешным, когда глава католической церкви допускает ошибки правописания, чем поверг преподавателя в серьёзное смущение. Несмотря на то, что Хомяков не имел системного образования, не прошел полного курса ни в одном учебном за ведение и  окончил Московский Университет экстерном, он обладал высоким интеллектом, чрезвычайной и разносторонней образованностью. Это признали и самые образованные его современники после общения и полемики с Алексеем Степановичем.  В полемике на самые различные темы ему не было равных.                

 В 1822-1825 и в 1826-1829 находился на военной службе, участвовал в 1828 в войне с турками и был награжден орденом за храбрость. Оставив службу, занялся делами своего имения. Круг духовных интересов и деятельности Хомякова был исключительно широк: религиозный философ и богослов, историк, экономист, разрабатывавший проекты освобождения крестьян, автор ряда технических изобретений, полиглот-лингвист, врач, живописец.

 В 17 лет сдал экзамен на степень кандидата математических наук при Московском университете. В 1822 году Хомяков определяется на военную службу сначала в Астраханский кирасирский полк, через год переводится в Петербург в конную гвардию. В годы юности Хомяков  мечтал о войнах и жаждал военной славы; на 17-м году жизни, когда в Греции начиналась война за освобождение, он попытался тайно уйти из дому, чтобы принять участие в войне, но на заставе города его вернули. В 1823 г. Хомяков  перешел в конногвардейский полк и жил в Санкт-Петербурге. В начале 1825 г. он вышел в отставку и уехал за границу. В Париже  занимался живописью и заканчивал свою трагедию "Ермак" (поставлена в Санкт-Петербурге в 1827 г.). Побывал в Швейцарии, Северной Италии и землях северных славян, которые его встретили как "любимого родственника". В 1827 - 1828 гг. Хомяков  жил в Санкт-Петербурге, посещая салоны Е.А. Карамзиной и князя В.Ф. Одоевского. Когда в 1828 г. началась война с турками, Хомяков  снова поступил на службу в Белорусский гусарский полк; он был адъютантом при генерале Мадатове и принимал участие в нескольких сражениях; за храбрость получил орден святой Анны в петлице, Анну с бантом и Святого Владимира 4-ой степени[5].

 

 После заключения Адрианопольского мира  А.С. Хомяков во второй и последний раз вышел в отставку и до конца своих дней остается человеком «частным», не зависящим ни «от властей», ни «от народа…» Но в течение всей жизни Алексей Степанович оставался страстным и самоотверженным патриотом своей Родины.[6]

По меткому замечанию Н. Бердяева, Хомяков был очень крупный, очень сильный, очень цельный человек, в нем отразились лучшие черты целой эпохи, целого уклада жизни, отошедшего в историю и воспринимаемого нами главным образом эстетически. Память у него была необыкновенная, он способен был проглотить в один день кучу книг, цитировал наизусть, писал без справок.[7]

Воспоминания современников рисуют Хомякова радушным хозяином, отзывчивым другом, неутомимым собеседником, оказавшим влияние на многих своих современников: Ю.Ф. Самарина, К.С. и И.С. Аксаковы, А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя и др. Хомяков внёс решающий вклад в развитие славянофильского учения, его богословских и философских оснований.

Много сил отдавал внедрению новшеств в сельское хозяйство, занимался практической медициной, изобрёл ротационный двигатель (запатентованный в Англии), дальнобойное ружьё, ряд машин и других приспособлений. Женился на Е.М. Языковой (сестре поэта), имел 9 детей (7 из них выжило).

Хомяков прожил 56 лет. Скончался  Алексей Степанович 23 сентября 1860 г. (5 октября н.с.), спасая крестьян от холеры в своем рязанском имении. Похоронен он был на Даниловском кладбище в Москве.[8]

200 лет со дня рождения А.С.Хомякова

 

Событие это было отмечено тремя международными конференциями.

Первая из них, "А.С.Хомяков - мыслитель, поэт, публицист" состоялась 14-16 апреля 2004 года в Литературном институте им. А.М.Горького. Затем юбилейные торжества продолжились в Туле, где с 12 по 15 мая прошли 7-е Хомяковские чтения "Духовное наследие А.С.Хомякова: теология, философия, этика", и в эти же дни - в Государственном историко-культурном и природном музее-заповеднике А.С.Грибоедова "Хмелита", недалеко от имения Хомяковых Липицы, где темой конференции стали проблемы литературного творчества Хомякова.

Памяти Хомякова, по словам о. Павла Флоренского, "самого чистого и самого благородного из великих людей новой русской истории", посвящена эта работа.

 

 

 

Семья А.С. Хомякова и Северный Кавказ

 

Деятельность и творчество А.С. Хомякова не исчезли из истории нашего государства. Высокий патриотизм Алексея Степановича, его философские взгляды имели заметное прямое и косвенное воздействие не только на центральные города России, но и отдаленные провинции.

Так, А.С. Хомяков и члены его семьи имели отношение к Северному Кавказу, и к Кавказским Минеральным Водам.  Этот вопрос совсем недавно, в 2004 г. был, затронут на конференции «Русская общественная мысль и православная церковь на Северном Кавказе», ранее уже нами упоминаемой.

Традиции  благотворительности и милосердия были всегда свойственны семье Хомяковых. Эта образованная русская семья воспитала кабардинского мальчика. Это Лукман Бек-Мурзин Кодзоков.

Лукман   Магометович, или Дмитрий Степанович Кодзоков (1818-1893 гг.), в 1839 г. вернулся на Кавказ, долго жил в Пятигорске, останавливался и в Кисловодске. 20 августа 1839 г. Кодзоков сообщает Хомяковым, что, пробыл три дня в Кисловодске. Бывал он и у себя на родине, в ауле Абукова.  В дальнейшем, он стал представителем российской администрации на Кавказе, занял достойное место среди просветителей кабардинского народа.[9]

 Предположительно, дочь А.С. Хомякова Софья Алексеевна владела одноэтажным деревянным домом с каменной пристройкой под железной крышей на левой стороне Тополевой аллеи[10].  Сегодня это здание находится на территории нынешнего кисловодского санатория «Луч».(Фото 2).

Софья Алексеевна скончалась в 1902 г. Возможно, исполняя ее волю, братья и сестра, решили открыть здесь благотворительный приют для туберкулезных детей «Софийский детский приют». Приют существовал на ежегодные проценты от крупного капитала, который предоставил для приюта Н.А. Хомяков и на пожертвования, собиравшиеся особым Попечительным кружком, открытым в Царском Селе.[11]

Как видим, семья Хомяковых в той или иной степени имела связи с нашим Северокавказским регионом. А.С. Хомяков был знаком с М.Ю. Лермонтовым. Он и члены его семьи не раз бывали на Водах (на Кислых в том числе). В семье Хомяковых воспитывался Лукман Кодзоков, ставший председателем сословно-поземельной комиссии Терской области. Старшая дочь А.С. Хомякова – Анна была замужем за графом Михаилом Павловичем Граббе, сыном известного командующего на Кавказской линии П.Х. Граббе.  Екатерина Алексеевна – другая дочь А.С. Хомякова, с 1881 г. владела большим поместьем, в 25 км от Пятигорска в верховьях р. Золки, где в 1904 г. устроила Свято-Троицкий женский монастырь, с приютом для детей. На даче, принадлежавшей Софье Алексеевне – дочери  А.С. Хомякова, был основан Софийский приют для детей[12]

Поиск
Календарь
«  Февраль 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
242526272829
Полезные ссылки

ПроПсиТин
КАБИНЕТ ON-LINE КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЁЖИ
Облако
Архив записей
МБОУ Лицей №8 г.-к. Кисловодска © 2020Используются технологии uCoz