Сегодня: Пятница, 28.02.2020
МБОУ Лицей № 8
Меню сайта
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 513
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Выступление на педагогических чтениях им. Я.М. Неверова 23 сентября 2009 г.

учителя истории и обществознания

Савенко Елены Александровны
 
Компетентностная подготовка учителя в системе непрерывного образования

 

 

Карьера в России делается везде легко,

кроме учительского звания…

 

Я.М. Неверов

 

Модернизация для российской  действительности явление не новое. Особенно активно явления модернизации в России стали проявляться в  XIX столетии. Именно в это время наметились тенденции и к усовершенствованию сферы российского образования. Впервые они были заявлены русским просветителем Януарием Михайловичем Неверовым (1810-1893). В популярном периодическом издании "Русский Педагогический Вестник", в 1857 была опубликована статья «О том, что нужно для народного образования в России», в которой автор четко обозначил насущные проблемы российского образования, требующие незамедлительного разрешения. Я.М. Неверов первым в России наметил и  путь модернизации образования.

Читая наследие известного просветителя и педагога Кавказа, мы можем рассмотреть и современные  проблемы образовательной сферы нашего государства, не разрешенные с XIX столетия.

С гордостью отметим, что именно Я.М. Неверов поставил перед российским обществом XIX века проблему образования учителей, составил план их комплексной подготовки, а также русским языком определил иностранные понятия, популярные в веке XXI, такие как «компетентность» и «компетенция» учителя.

Посмотрим теперь, как раскрывает эти понятия словарь иностранных слов. Компетентный (лат. competens (compe-tentis) – соответствующий, способный) – 1) обладающий  компетенцией; 2) знающий, сведущий в определенной области. Компетенция (лат. Сompetentia – принадлежность по праву) – 1) круг полномочий какого-либо органа или должностного лица; 2) круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом.

Указанные два понятия являются базовыми для уяснения содержания компетентностного подхода. Данный подход является одним из направлений модернизации российского образования. Тенденции модернизации связаны: 1) с расширением образовательного пространства за пределы формального образовательного процесса в параллельные области и структуры системы непрерывного образования и 2) формированием навыков деятельности в конкретных ситуациях.

Компетентностный подход требует специальной соответствующей подготовки, как учащихся, так и учителей. В процессе образовании учащихся он предполагает освоение различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Причем особое значение придается умениям, позволяющим реализовываться в новых, неопределенных заранее, проблемных ситуациях, для которых предварительно нельзя подобрать и заготовить соответствующих средств.

Требования рассматриваемого подхода распространяются и на систему соответствующей подготовки учителей. Так в современной концепции модернизации российского образования на период до 2010 года указывается «повышение квалификации учителей по новому содержанию общего среднего образования, реализация комплекса мер воспроизводства и поддержки кадрового потенциала образования и науки». Ведь результативность образовательного процесса не возможна без компетентности учителя. Компетентность учителя – основной фактор, обеспечивающий качество образования, получаемое обучающимся. Поэтому компетентностный подход получил широкое распространение в современной образовательной практике, определяя потребность в учителях с достаточным уровнем теоретической подготовки и практических умений, способных к профессиональному росту и мобильности.

В связи с эти основной задачей образовательно-воспитательной системы непрерывного педагогического образования является формирование компетентностной подготовки учителя. Сегодня учитель не только хороший специалист, но и еще и хороший сотрудник. Он должен обладать целым рядом ключевых компетенций, заявленных государством.

Компетентность формируется в деятельности и всегда проявляется в органичном единстве с ценностями человека, так как только при условии ценностного отношения к деятельности, личностной заинтересованности достигается высокий профессиональный результат.

Психолого-педагогические проблемы формирования профессионально-педагогической компетентности учителя в условиях непрерывного образования рассматриваются в трудах С.Г. Вершловского, В.Г. Воронцовой, Э.М. Никитина, Н.Д. Никандрова, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, В.А. Сластенина, Н.Ф. Талызиной, Е.П. Тонконогой, В.Д. Шадрикова и др. Ими раскрыты методологические основы формирования профессионально-педагогической компетентности, проанализированы содержание и условия формирования и развития компонентов профессиональной компетентности.

Приведем подходы различных авторов к определению понятия «профессиональная компетентность педагога».  Н.В.Кузьмина определяет понятие «профессиональная компетентность» как способность педагога превращать специальность, носителем которой он является, в средство формирования личности учащегося с учетом ограничений и предписаний, накладываемых на учебно-воспитательный процесс требованиями педагогической нормы, в которой он осуществляется. Л.М.Митина: «педагогическая компетентность» включает знания, умения, навыки, а также способы и приемы их реализации в деятельности, общении, развитии (саморазвитии) личности. В.Н.Введенский считает, что профессиональная компетентность педагога … не сводится к набору знаний, умений, а определяет необходи­мость и эффективность их применения в реальной образовательной практике.

Этот же автор приводит  основные составляющие профессиональной компетентности учителя:

 1.Коммуникативная компетентность педаго­га — профессионально значимое, интегративное качество, основными составляющи­ми компонентами которого являются: эмо­циональная устойчивость (связана с адап­тивностью); экстраверсия (коррелирует со статусом и эффективным лидерством); способность конструировать прямую и об­ратную связь; речевые умения; умение слушать; умение награждать; деликатность, умение делать коммуникацию "гладкой".

2.Информационная компетентность включа­ет объем информации (знаний) о себе, об обучающихся и их родителях, об опыте работы других педагогов.

3.Регулятивная компетентность педагога предполагает наличие у него умений уп­равлять собственным поведением. Она включает: целеполагание, планирование, мобилизацию и устойчивую активность, оценку результатов деятельности, рефлек­сию. Главными определяющими факторами деятельности являются нравственные цен­ности.

4.Интеллектуально-педагогическую компе­тентность можно рассматривать как комп­лекс умений по анализу, синтезу, сравне­нию, абстрагированию, обобщению, кон­кретизации, как качества интеллекта: ана­логия, фантазия, гибкость и критичность мышления.

5.Операциональная компетент­ность определяется набором навыков, не­обходимых педагогу для осуществления профессиональной деятельности: прогности­ческие, проективные, предметно-методиче­ские, организаторские, педагогической им­провизации, экспертные.

Приведенные данные показывают, насколько высокой должна быть компетентностная подготовка учителя в различных областях современных научных направлений. Российская общественность связывает деятельность современного учителя с его творческой самостоятельностью, мобильностью, высоким интеллектуальным и нравственным потенциалом, с его профессиональной компетентностью и культурным уровнем, опережающим уровень социального окружения. Достижение данных требований невозможно, с одной стороны, без осознания учителем своей высокой личной ответственности и, с другой стороны, без постоянного обновления знаний и практических умений специалиста в процессе повышении квалификации и самообразования. Самообразование является составной частью компетентностной подготовки современного учителя.

Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Учитель должен знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др.  Учитель должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его учеников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога.

Современное информационное поле само собой  уже обуславливают стимулирование самообразования учителя. Неоспоримо, что желание повысить свой уровень образования должно  постоянно расти, ведь самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия учителя. В чем заключается суть процесса самообразования? Учитель самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Источников знаний перед учителем предстает множество: литература, Интернет, курсы повышения квалификации, семинары и т.д.

Компетентностная подготовка учителя предполагает сознательную работу по развитию своей личности как профессионала: адаптирование своих особенностей к требованиям педагогической деятельности, постоянное повышение профессиональной компетентности и непрерывное развитие социально-нравственных и других свойств личности.

Говоря о современных научных разработках в области  компетентностной подготовки в образовании, необходимости непрерывного, постоянного образования учителя, не следует, при этом,  забывать о том педагогическом наследии, которым так богата Россия. Обращаясь вновь к наследию Я.М. Неверова, процитируем его слова, вполне применимые к нашему времени, а может быть адресованные именно к нам: «Надобно заставить наших наставников мыслить.., следить за развитием науки и послужил бы к образованию чисто русского, национального на нее воззрения».

И еще более заставляют задуматься нас такие мысли авторитетного представителя отечественной педагогики: «Наставник – чиновник, исполняющий свою обязанность по нужде, без всякого педагогического приготовления, не в состоянии подвинуть народное образование; для этого нужны люди, специально приготовившие себя к этому поприщу и сделавшие его целию всей своей жизни, нет сомнения, что при увеличении числа настоящих наставников они возвысятся и во мнении публики, приобретут ее доверие, а вместе с тем и столь необходимое или всеобщее уважение, в особенности, если при педагогическом образовании в них возбудится деятельная умственная жизнь, мена мыслей, единство стремлений».

 

 

Используемая литература

 

    1. Неверов Я.М. Что нужно для народного образования России? / Глагол будущего. Философские, педагогические, литературно-критические сочинения Я.М. Неверова и речевое поведение воспитанников Ставропольской. С. 66-78 губернской гимназии середины XIX века. Издательство Ставропольского государственного университета, 2007.
    2. Иванов Д.А. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании // Управление современной школой. Завуч. 2008, № 1. С. 4-25.
    3. Энциклопедический словарь Ставропольского края. Ставрополь, 2006. С. 241
    4. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1986.
    5. Новый словарь иностранных слов. Минск, 2006.
Поиск
Календарь
«  Февраль 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
242526272829
Полезные ссылки

ПроПсиТин
КАБИНЕТ ON-LINE КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЁЖИ
Облако
Архив записей
МБОУ Лицей №8 г.-к. Кисловодска © 2020Используются технологии uCoz