Сегодня: Воскресенье, 17.11.2019
МБОУ Лицей № 8
Меню сайта
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 502
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Обобщение опыта работы по теме
«Развитие коммуникативной активности учащихся на основе сотрудничества учителя и ученика»
учителя английского языка МОУ Лицей № 8
Гогуевой Людмилы Петровны

В современном обществе любому специалисту, желающему преуспеть в своей области, владение хотя бы одним иностранным языком жизненно необходимо. Поэтому мотивация к его изучению резко возросла. Однако это не означает, что исчезли трудности при овладении иностранным языком, особенно в массовой школе. По-прежнему недостаточна активная речевая практика на уроке в расчете на каждого ученика, отсутствует необходимая дифференциация обучения.
Известно, что основной целью обучения иностранному языку в школе является формирование и развитие коммуникативной компетенции, т.е. обучение практическому владению иностранным языком. Достижение этой цели предполагает изменения в требованиях к уровню сформированности речевых навыков и умений, требует новых подходов к отбору содержания и организации материала. Нужны новые подходы при организации учебного процесса по обучению иностранному языку. Я стараюсь творчески подойти к решению этих проблем.
Моей методической темой самообразовательной работы является «Развитие коммуникативной активности учащихся на основе сотрудничества учителя и ученика». С большим интересом я изучаю в журнале «Иностранные языки в школе» статьи Е.С. Полат и других авторов о новых педагогических технологиях.
В современной практике преподавания иностранного языка эффективно применяется ряд личностно-ориентированных технологий, которые обеспечивают самоопределение и самореализацию ученика как языковой личности в процессе овладения и использования иностранного языка. Наиболее интересными мне представляются опыт обучения в сотрудничестве и использование метода проектов при изучении иностранного языка. Технология сотрудничества (обучения во взаимодействии) основана на использовании различных методических стратегий и приемов моделирования ситуаций реального общения и организации взаимодействия учащихся в группе (в парах, в малых группах) с целью совместного решения коммуникативных задач. В качестве традиционных технологий использую такие формы обучения во взаимодействии, как:
- диалогическая, парная;
- групповая;
- игровая.
Из инновационных технологий активно применяю технологию обучения сотрудничества и различные методы такого обучения.
Обучение в сотрудничестве (cooperative learning) использовалось в педагогике довольно давно. Идея обучения в группах относится к 20 – м годам XX века, но разработка технологии совместного обучения в малых группах началась лишь в 70-е годы.
Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто выполнять что-то вместе! На современном этапе существует несколько вариантов метода обучения в сотрудничестве.
Student Team Learning (STL). Вариант разработан в университете Джона Хопкинса.
STL сводится к трем основным принципам:
- награды (team rewards). Оценку получает вся группа за выполнение одного задания. Группы дифференцированы, между собой они не соревнуются.
- индивидуальная ответственность (individual accountability) каждого ученика: успех или неуспех всей группы зависит от удач каждого ее члена. Учащиеся следят друг за другом, помогают друг другу. Учитель может предложить тест любому ученику.
- равные возможности всех учеников в достижении успеха означают, что каждый учащийся приносит своей группе очки, которые он зарабатывает путем улучшения своих предыдущих результатов.
Jigsaw («ажурная пила, машинная ножовка») Этот вариант разработан профессором Элиотом Аронсоном в 1978 году. Учащиеся объединяются в группы по шесть человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты (логические и смысловые блоки). Вся команда может работать над одним и тем же материалом. Но при этом каждый член группы получает тему, которую разрабатывает особенно тщательно и становится в ней экспертом. Провожу встречи экспертов из разных групп. Затем каждый докладывает в своей группе о проделанной работе. Всем необходимо внимательно слушать друг друга, делать записи. На заключительном этапе учитель может задать любому ученику в группе вопрос по теме. Либо учащиеся проходят индивидуальный контрольный срез, который и оценивается.результаты суммируются. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, награждается.
Learning Together («учимся вместе»). Такой подход к организации обучения в сотрудничестве разработан в университете Миннесота в 1987 году.
Класс разбиваю на разнородные (по уровню обученности) группы в 3-5 человек. Каждая группа получает одно задание, являющееся подзаданием какой-то большой темы, над которой работает весь класс. В результате совместной работы отдельных групп достигается усвоение всего материала. Основные принципы – награда всей команде, индивидуальный подход, равные возможности – работают и здесь. Внутри группы учащиеся самостоятельно определяют роли каждого в выполнении общего задания. Таким образом. С самого начала группа имеет как бы двойную задачу: академическую – достижение познавательной, творческой цели; социальную, или социально – психологическую - осуществление в ходе выполнения задания определенной культуры общения.
Роль учителя – контроль.
Разница между предложенными вариантами не столь существенна.
Главное, что основные принципы – одно задание на группу, одно поощрение на группу, распределение ролей – соблюдаются во всех случаях. Совокупность всех указанных вариантов решения конкретных дидактических задач позволяет наиболее полно реализовать личностно- ориентированный подход в различных педагогических ситуациях.
Я работаю с учениками разного уровня языковой подготовки. При изучении иностранного языка они не имеют возможности общаться с носителями языка, слышать настоящую английскую речь. Как же их научить общаться на иностранном языке? Я стараюсь создать им условия для активной совместной учебной деятельности в разных учебных ситуациях. К тем ученикам, которые быстро и успешно усваивают материал, я «прикрепляю» учащихся со средними слабыми знаниями по языку. Таким образом образуются группы, где слабые учащиеся могут, не стесняясь, выяснить то, что они не поняли на уроке. Заодно и сильный ученик, помогающий усвоить трудный для них материал, еще раз более сознательно закрепит свои знания. Я использую этот прием как в младших, так и в старших классах.
В классах я работаю по УМК И.Н. Верещагиной, О.В. Афанасьевой (4-5 классы) и О.В. Афанасьевой и И.В. Михеевой (6-7 кл). Эти учебники имеют четко выраженную коммуникативную направленность, нацелены на развитие способности понимать английскую речь, звучащую в обычном темпе в разнообразных ситуациях повседневного общения и адекватно реагировать на запросы при помощи речевых реплик. Текстовые материалы знакомят учащихся с английской культурой, содержат лексику, отражающую нормы речевого общения, принятые в странах изучаемого языка.
Учебники построены на аутентичных материалах. Страноведческий аспект базируется на принципе сравнения, информация о стране изучаемого языка обогащает и помогает лучше осознать собственную культуру.
Коммуникативную ситуацию можно создать и на уровне слова: ведь люди часто выражают свои мысли путем перечисления.
Вот пример заданий такого рода, которые я использую на уроках:
1.Какие свойства человека вы бы перечислили, чтобы показать, что он вам не нравится, не смотря на его достоинства, или, напротив, вы склонны
простить ему недостатки за положительные качества:
Brave, intelligent, lazy, proud, talkative, confident, selfish, helpful, cheerful, Kind, stupid, greedy, considerate, curious, intellectual, reliable, etc.
(E.g. brave and intelligent, but selfish , or lazy and talkative but kind and helpful.)
Такие коммуникативные опоры позволяют плавно перейти от тренировки к речевой практике.
Работая по теме «Твое свободное время» в 10 классе , мы говорим о том, какую роль играет телевидение в нашей жизни. Дома учащиеся готовят ответ на поставленный вопрос. В классе, разделившись на группы, они отвечают на следующие вопросы:
 
How many hours a week do you spend watching TV?
 
How many hours a week should a child spend watching TV ?
 
Less than 5 hours; 5-10 hours; 10-15 hours; 15-20 hours; more than 20 hours
 
3.What sort of programme do you like to watch?
(News ; films; discussion programmes; quiz shows; pop music programmes;
comedy programmes ; documentaries; classical music programmes; serials;
plays; detective series; chat shows; children’s programmes; sport programmes;
сartoons etc.)
 
Затем учащиеся обсуждают следующие высказывания:
 
Do you agree that …..
 
television is a passive activity? 
It provides useful information?
It stops kids doing their homework?
It brings people together?
It is addictive?
It keeps children off the street?
It causes behaviour problems?
It is a way to relax?
It ruins one’s eyesight ?
It enriches your understanding of the world?
It stops people doing other things?
It involves peoples in social life?
The TV programmes are rubbish?
There are a lot of educational programmes?
Family members never see each other?
Children are affected by the violence on TV?
Watching TV is a waste of time?
Too much time is devoted to advertising? Etc.
 
На следующих этапах ребята берут интервью друг у друга, собирают факты исследований, после этого обмениваются полученными результатами, одна группа готовит весь материал в пользу TV, а другая против. На заключительном этапе ребята отстаивают свои точки зрения. В дальнейшем каждый ученик будет говорить о себе, о своем отношении к TV.
При подготовке к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) учащиеся испытывают особые трудности при выполнении заданий по аудированию.
На уроках я применяю следующие задания для тренировки навыков по этому разделу экзамена. Я зачитываю небольшие высказывания людей в разных ситуациях и прошу ребят найти правильный ответ на вопросы по содержанию высказываний. 
Например: 
1.Woman: I am hungry and it is too late to go out to get anything.
Man : Why don’t we order out for pizza?
 
What do they probably do next?
A/ Wait until tomorrow.
B/Phone a pizza restaurant to deliver food to them.
C/ Ask a friend to stop by with a pizza.
D/Go to bed.
(Answer B)
 
2. Man: We worked hard for the event to make it a success.
Woman: I have never seen such a crowd. You must be very tired.
 
What does the woman mean?
A/ She was looking for a lot of people.
B/She agrees that the event was a success.
C/She didn’t see many people.
D/She is surprised that the man is tired.
(Answer B) 
 
Прослушивание таких коротких диалогов повышает уровень их восприятия и дает возможность ученикам сразу же проанализировать свои ошибки.
В настоящее время школа призвана воспитать свободную, развитую и образованную личность, владеющую определенным субъектным опытом, способную к творчеству, в условиях постоянно меняющегося мира.
Сегодня трудно себе представить обучение иностранному языку вне личностно-ориентированного подхода, ставшего главной стратегией обновления школы. Основа данного подхода – развитие учащегося как активного субъекта учебной деятельности, всестороннее формирование его готовности к непрерывному процессу образования, к саморазвитию и самосовершенствованию в течение всей жизни.
Коммуникативное и социокультурное развитие учащихся средствами учебного предмета “ иностранный язык” осуществляется в большей мере за счет правильной реализации лингвострановедческого подхода на уроках. Такой подход обеспечивает усвоение языка в тесной связи с иноязычной культурой, включающей в себя сведения об истории, архитектуре, искусстве, литературе, нравах и обычаях, быте, традициях, географических и климатических особенностях страны изучаемого языка. В результате происходит обновление содержания обучения. Задача учителя - находить эффективные приемы со страноведческим материалом.
При работе с текстами лингвострановедческого содержания важен контроль прочитанного. Для работы в группах я готовлю обычно карточки- задания:
True or false/Find in the text
 
Answer the questions.
 
Put in the correct order. Etc.
 
Я с успехом использую на разных этапах работу со знаками и символами культуры, при этом использую и фронтальную, и групповую, и парную форму работы с классом. Крайне важен развивающий аспект- развитие способности к догадке, к сравнению, сопоставлению, к выявлению причинно-следственных связей, к формулированию выводов из прочитанного, услышанного, увиденного.
Пример работы с культурными символами в 10 классе при работе по теме “ The USA”.
1.Please divide into two groups. / Пожалуйста, разделитесь на две группы./ 
2/ In 5-7 minutes try to find out the most important political symbols of the UK (one group), the USA ( another group) / За отведенное время 5-7минут попытайтесь выделить наиболее важные политические символы в жизни Британии – одна группа и США – другая группа/.
3.Put your results on the blackboard./ Выпишите свои результаты на доску/.
4.Find the similarities./Найдите соответствия//
 
The UK The USA
London Washington D.C.
10,Downing street White House
Magna Charta Bill of Rights
Parliament Congress
The House of Lords Senate
The House The House of
Of Commons Representatives
Union Jack Stars and Stripes
Big Ben The Statue of Liberty
Но на уроках иностранного языка воспитание учащихся основывается на общечеловеческих ценностях, строится в соответствии с особенностями традиционной культуры нации. Поэтому предмет «Иностранный Язык» занимает особое место. Он не только знакомит с культурой стран изучаемо-го языка, но и путем сравнения оттеняет особенности национальной культуры, содействует воспитанию школьников в контексте диалога культур.
В феврале в Лицее проходила Неделя науки и я, вместе с учителем истории и обществознания Шидаковой А.И. провели интегрированный урок с применением ИКТ по теме «Russia Is Our Homeland» Урок был проведен в форме пресс-конференции с представителями зарубежных стран. Гости были из Америки , Канады, Австралии, Египта, Японии, Индии, Бразилии, Великобритании и др. стран. Вначале гостям была представлена презентация проекта о России, подготовленный учащимися. Ребята рассказали о географическом положении, населении, климате, животном мире и растительном мире, о том, чем богата наша страна, и какие в России реки, озера, горы. А также ответили на все вопросы гостей о символах России и, поскольку это было накануне выборов, рассказали о политической власти в нашей стране и выборах президента. Гостям был предложен тест “ Как Вы знаете Россию”, а закончился урок песней « Подмосковные вечера». Использование регионального компонента способствует патриотическому воспитанию школьников, прививает чувство любви и гордости за свою Родину.
В заключение я хочу сказать, что обучение в сотрудничестве позволяет решить задачи, о которых говорилось ранее: в результате совместной учебной деятельности учащихся удается значительно увеличить время речевой практики каждого ученика на уроке, проводить индивидуализацию обучения, важно отметить, что ученик отвечает не только за свои успехи, но и за успехи товарищей по группе, учиться вместе - главное в этом подходе.
Кроме того, ученики привыкают работать самостоятельно, а учитель приобретает новую роль в учебном процессе - он организует самостоятельную учебно-познавательную, коммуникативную, творческую деятельность учащихся. 
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Полезные ссылки

ПроПсиТин
КАБИНЕТ ON-LINE КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЁЖИ
Облако
Архив записей
МБОУ Лицей №8 г.-к. Кисловодска © 2019Используются технологии uCoz