Сегодня: Понедельник, 26.10.2020
МБОУ Лицей № 8
Меню сайта
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 584
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Опыт работы по теме:

«Особенности обучения детей по системе Л.В. Занкова»

 

 

 

учителя начальных классов высшей
квалификационной категории МОУ Лицей № 8
города-курорта Кисловодска
Прониной Пелагеи Андреевны
 Цель: Выдвижение на первый план задачи общего развития учащихся как надёжной основы формирования у них знаний, умений и навыков. 
Под общим развитием понимается развитие ума, воли, чувств, нравственных качеств школьника при сохранении его здоровья.
 
Задачи: Обеспечение гуманистического характера образования, развитие личности ребёнка, способного гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуаций, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных Возникающих проблем.
 
Работая по традиционной системе обучения, я заметила, что дети испытывают немалые затруднения в дальнейшем обучении. Ведь ученики привыкли к тому, что они – пассивные слушатели на уроке, что знания им дают в готовом виде. В дальнейшей жизни они ждут подсказки, боятся принимать собственное решения. Современная жизнь требует от выпускника умения гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания для решения возникающих проблем. 
Обучая детей по системе Л.В. Занкова от передачи знаний, умений, навыков я перешла к передаче обобщенных способов действия, и центральное место в этом процессе отводится развитию учебной самостоятельности. Сущность изменений, во-первых, применение новых дидактических принципов: обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры труда; ведущая роль теоретических знаний; изучение программного материала быстрым темпом; осознание школьниками процесса учения; систематическая работа над общим развитием всех учащихся, в том числе и сильных и слабых.
во-вторых – обогащено содержание предметов - русского языка, литературного чтения, математики, трудового обучения, окружающего мира.
в-третьих – изменены методы обучения, организационной формы.
в- четвертых - наравне с традиционными подходами к выявлению результативности обучения, используются новые подходы, позволяющие изучать продвижение учеников в общем развитии ( наблюдательность, мыслительная деятельность, практические действия, эмоционально-волевые проявления детей в процессе обучения).
в-пятых – изменен характер взаимоотношений между учителями и учащимися.
Принцип обучения на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности диктует новый подход к изучению материала. Ученики изначально включаются в исследовательскую, поисковую деятельность. Так на первом году обучения происходит знакомство с родственными словами:
 
На доске                                                      леска              лес                  летит
                                                                   лиса                лесной             лезет
                                                                   лето                лесок               ленится
 
Дети читают слова каждого столбика.
 
У - Как вы думаете в какой столбик надо поместить слово лесник?
 
Дети начинают активно мыслить, анализируют слова, сопоставляют новое с каждой группой, относят слово к соответствующей группе. Идет активное обсуждение задания. Таким образом слово лесник попадает во вторую группу. Далее идет анализ слов 2 столбика. Делается вывод, что все эти слова имеют общую часть. Учитель показывает ее дугой и сообщает, что это главная часть слова, от нее растут новые слова. По аналогии сравнивается рост растения. Дети вспоминают, что растение начинает расти с корня. «Так и в слове эта часть называется корнем», сообщает учитель. А слова эти из одной семьи. А в одной семье все родственники. Вот и слова называются родственными. Далее делается вывод, что эти слова близки по смыслу.
 
Принцип ведущей роли теоретических знаний не означает недооценки формирования умений и навыков. Их формирование происходит на основе общего развития, на базе возможно более глубокого осмысления соответствующих понятий, существенных отношений, зависимостей в учебном материале. Благодаря теоретическим знаниям, введению на ранних этапах научных терминов и понятий предоставляются широкие возможности для формирования так называемых и общеобразовательных умений: наблюдать, сравнивать, классифицировать.
Так при работе с таблицей умножения на первое место выдвигается не ее запоминание, а смысл ее образования. Дальше таблица находится перед глазами ребенка и идет обучение пользованию ею. Не секрет, что более половины учащихся, зная таблицу умножения, с трудом подбирают нужную цифру в значении с частного при делении многозначного числа на однозначное, двузначное числа. Поэтому важно не заучить таблицу, а уметь ею пользоваться. Поэтому я прошу, к примеру, при делении 37 на 4 найти столбик таблицы умножения на 4. Дальше дети пальчиком в значении ищут число 37. Такого значения нет. Делается вывод, что надо взять число не больше, чем 37, а меньше и самое близкое к числу 37. Это 36:4=9, тогда 37:4=9 и один в остатке.
 
36 
 1
 
Такая работа помогает подготовить учащихся к делению множественных чисел на однозначное, двузначное и т.д.
И опять главное – это выведение алгоритма деления. Отработка навыка после этого идет быстро, легко. Дети с разными способностями, в соответствии со своим развитием, научатся делить, но через разный промежуток времени.
Если дети усвоили алгоритм деления на двузначное число, то учить их делить на 3-х значное и т.д. числа нет необходимости. Они сами быстро делают вывод, что при делении на трехзначное число надо округлять не до десятков, а до сотен. Больше в предыдущем алгоритме ничего не меняется.
Принцип прохождения материала быстрым темпом ориентирует учителя на правильное понимания закономерностей умственной деятельности ребенка. Он требует непрерывного обогащения, обновления содержания умственной деятельности, что является необходимым условием обновления изученного материала, условием раскрытия разных сторон приобретаемых знаний, а, следовательно, и условием обеспечивающим систематичность, прочность усвоения. Особенно важен он для мальчиков, т.к. при искусственном торможении их познавательной активности интерес к учебе у них угасает. Повторение же осуществляется на другом витке спирали, при работе с новым материалом, а не проходит по нескольку раз по одной и той же тропе. Надо отдать должное автором учебников «Русский язык» и «Математика» Л.В. Поляковой и И.И. Аргинской в умелом включении пройденного материала в новый. Очень важно понимать, что ни в коем случае этот принцип не требует спешить, выполнять как можно больше заданий на уроке и давать на дом.
Принцип осознания школьников самого процесса учения направлен на то, чтобы дети задумывались, зачем нужны знания, чтобы встраивали их в контекст жизни через конкретные ситуации, образы, ассоциации, на естественность и жизненную необходимость знаний.
« Принцип сознательности в его обычном понимании и принцип осознания, школьниками процесса учения отличаются друг от друга по объекту и по характеру осознания. Если в первом осознание обращено вовне , имея своим объектом сведения, умения и навыки, которыми надо овладеть, то во втором оно обращено внутрь, на протекание учебной деятельности.
Так в первом классе дети наблюдают за написанием и произношением слов и убеждаются, что они различаются. Дальше появляются первые правила: правописание – жи – ши -. Продолжается наблюдение за правописанием безударных гласных, парных звонких глухих согласных. Дети делают вывод при наблюдении, что если подобрать слово, где безударный станет ударным, то его можно четко услышать, а если поставить после парного согласного гласный звук, то тоже станет ясно, какую букву писать. Таким образом дети понимают механизм возникновения ошибок и их предупреждения и осознано относятся к процессу овладения знаниями и навыками, необходимыми для грамотного письма.
Очень важное место в системе Л.В. Занкова занимает принцип целенаправленной работы учителя над развитием сильных и слабых учеников. Вопрос в том: можно ли считать ребенка слабым, если он прекрасно рисует, поет или танцует, выполняет искусно различные поделки, проявляя при этом мастерство, но плохо справляется с решением задач или делает при письме много ошибок. Я считаю, что нельзя. Нужно каждого ребенка считать значимым в классе и в жизни. Посеять уверенность в том, что у него все получится. 
Нельзя сравнивать детей друг с другом. Нет единого эталона ученика, как нет единого эталона мыслительной деятельности. Важным является и то, что многие дети уже рождаются с разными заболеваниями, которые не дают возможности усвоить те или иные знания, умения, навыки.
При гуманном подходе в работе с такими учащимися можно достичь много. Главное, чтобы ребенок не решил, что он плохой, если с учебой у него не получается. Очень важно с такими детьми работать на уроке. При этом и одноклассники, и сам ребенок должны видеть успех. Осторожно, особенно в первом классе, надо подходить к индивидуальной работе после уроков. Я никогда не предлагаю остаться ученику после уроков, даже если вижу в этом необходимость. Добиваюсь осознания ребенком необходимости такой работы. И на просьбу ребенка объяснить непонятное, стараюсь сделать так, чтобы вместе с ним остались еще 2,3 ребенка. Это очень важно, потому что, когда работаешь с учеником индивидуально, он очень быстро привыкает к этому и включать, его в процесс обучения на уроке бывает, очень трудно.
Большое значение уделяется работе с одаренными детьми. Причем задания в учебниках построены поэтапно, в решении каждого из них нужно сделать несколько шагов. Первый шаг, как правило, подготовка к наблюдениям, или само наблюдение, или актуализация имеющихся знаний. Чаще всего он не превышает уровня требований стандарта образования, является базовым. Следовательно, его можно смело предлагать всем детям, организовывать самостоятельную работу. В таких заданиях уже проявляется количественная дифференциация по объему выполненного задания ( кто-то сделает все, кто-то меньше). Затем как следующий шаг, предлагается задание для сравнения, группировки, обобщения. А дальше на применение своих знаний в нестандартной ситуации. При выполнении каждого задания, ребенок выходит на тот уровень усвоения, который ему в этот момент доступен, т.е. происходит качественная дифференциация, по характеру выполнения задания на одном и том же учебном материале.
 
Возьмем такое задание из учебника математики 2 класса:
 
1. найди значение суммы 13+6;
2. увеличить первое слагаемое на 2. Запиши новую сумму и найди ее значение;
3. увеличить второе слагаемое на 3. Запиши полученную сумму и найди значение;
4. что произошло со значениями полученных сумм;
5. измени слагаемые так, чтобы значение суммы увеличилось на 4.
 
1-й шаг это повторение материала о сложении двузначного числа с однозначным, закрепление вычислительных навыков.
2-й и 3-й шаг это задания для сравнения. 
4-й шаг обобщение, вывод.
5-й шаг – творческое применение своих знаний.
 
Выполняли это задание 32 человека. 
 
1-е задание сделали все 32 человека, допустил ошибку 1 человек.
2-е задание сделали без ошибок 30 человек, 2 человека не справились сами т.к. не смогли вспомнить, что значит увеличить число на несколько единиц. ( помощь оказала я).
3-е задание сделали все 32 человека. Допустили вычислительные ошибки 2 человека.
4-е задание сделали самостоятельно 23 человека. Остальные справились во время коллективного обсуждения.
5-е задание самостоятельно сделали 19 человек
 
составили 1 сумму – 3 человека
составили 2 суммы – 5 человек
составили 3-4 суммы – 9 человек
составили 5 сумм – 2 человека.
 
Во время проверки все справившиеся могли объяснить свое решение. Из 13 человек, которые самостоятельно не могли сделать работу, после незначительной индивидуальной помощи учителя приступили к выполнению задания еще 5 человек и составили по 2 суммы. Остальные 8 человек выполняли задание во время коллективного разбора.
Отсюда видно, что при выполнении этого задания имела место дифференциация в работе детей как количественная, так и качественная.
При выполнении таких заданий дома, дети и родители знают, что делать все не обязательно, но на уроках я всегда отмечаю тех, кто сделал все. Таким образом, побуждаю желание у остальных тоже стараться справляться как можно с большим объемом. Обращаю внимание детей, и родителей, что надо следить за временем выполнения задания и ограничивать его, особенно для слабых детей, чтобы избежать перегрузки.
При таком подходе учебная деятельность каждого ребенка проходит именно в зоне ближайшего развития; идет обращение к личности ученика, учет его индивидуальных особенностей и ориентация на них, развитие инициативности и творчества. Следует отметить, что группы «сильных», «слабых», «средних» можно сформировать очень условно, так как каждый день, в зависимости от задания, ситуация меняется. Это связано с тем, что меняется сложность задания, а так же от занятости детей во внеучебное время, от состояния здоровья и настроения ученика. Ребенок может сегодня выполнить задание полностью, завтра выполнить только половину.
Границы групп очень размыты потому, что способные дети не отрываются от интеллектуального общения со сверстниками, так как задание одинакового для всего класса. Самооценка своих возможностей у таких детей вполне адекватна. И это не случайно. В заданиях учеников на всех этапах очень много трудностей, ловушек. И даже самые способные дети ошибаются, порой идут не тем путем, не могут справиться с заданием долгое время, а иногда и совсем оно им не под силу без помощи учителя. И «сильные» и «слабые» понимают, что ошибиться может любой, не ошибается только тот, кто ничего не делает, гораздо важнее найти ошибку и суметь ее исправить. А бывает, что лучшее, более интересное или рациональное решение проблемы предлагают не самые способные и яркие. Очень важно , чтобы с первых дней учебы как раз способные дети учились не «слишком легко», чтобы у них формировались умение преодолевать трудности, и иммунитет к неудачам.
Те дети, которым часто выходят на выполнение творческих заданий, как правило, обладают гибкостью, глубиной и целенаправленностью мышления. Они и проявляют себя на олимпиадах, в интеллектуальных соревнованиях.
Основной организационной формой обучения в системе Л.В. Занкова является урок. При этом формы организации обучения отличаются от обычных. Они более гибки, динамичны, более отвечают требованиям дать детям общее развитие.
Важнейший источник обогащения содержания обучения – экскурсии. Дети должны понять, что источником познания может быть не только книга, слово учителя, но и окружающая действительность- природа, культура, общественная жизнь. Особенно ценны экскурсии в природу. Наряду с запланированными экскурсиями, которые проводятся для наблюдения сезонных изменений в природе, с целью изучения видов местных растений, походами в горы, музеи, театр, часто использую (назовем их «стихийными») экскурсии. Так однажды, при входе в школу, я увидела поднимающийся асфальт, это прорастала сирень. Я взяла кусок асфальта, принесла в класс, попросила детей разломать его. Это оказалось нелегко. Тогда я вывела детей к объекту своего внимания. Дети сделали вывод, что что-то очень сильное подняло и разломало асфальт. Каково же было их удивление, когда я подняла кусочки асфальта, и они увидели нежные ростки растения. Какая сила! Какая воля к жизни! А ведь эмоции не просто придают ту или иную окраску умственной работе, но обладают созидательной силой. Подлинное овладение знаниями это ведь не только их приобретение, но и убежденность, и их истинности, а убежденность возникает как итог слитности эмоциональных переживаний и раздумий в процессе знакомства с новым.
Дальше необходимо обсудить вопрос о совместной и индивидуальной учебной деятельности. Оба вида деятельности широко применяются в обучении. Каждый ученик определенное время обучается индивидуально, работая дома или в школе, но значительное место отводится совместной учебной деятельности, которая направлена на выполнение несколькими учениками какого-либо общего задания. Такая деятельность в традиционном обучении возникает редко. В своей же работе совместной деятельности я уделяю очень важное место.
Такая работа необходима не только тем, кому помогают, но и тем кто помогает. Работать в группах не только легче и интереснее, но и эффективнее, так как дает более глубокое и детальное изучение материала по определенной теме. Надо отметить, что нередко после очередного урока, где дети работали в группах, звучат слова удивления учеников, которые обычно часто выступают в роли лидеров группы, что им с каждым разом легче становится объяснять, то что они хорошо понимают, т.е. помогая другим, дети учатся сами.
Однако организовать работу в группах нелегко. Первое, что мы делаем перед началом такой работы, это составление правил поведения при работе в группах. Потом начинается организация этой работы. Сначала это работа в парах. Обычно начинаю использовать эту работу на этапе проверки домашних заданий: и первое-это проверка выученных стихов наизусть. Выслушать всех детей на уроке невозможно, а каждому хочется рассказать. И убивать это желание нельзя Поэтому мы слушаем 3-5 человек (согласно негласной для учащихся, мной составленной очереди). А потом остальные рассказывают стихи друг другу. Постепенно учу оценивать работу. Сначала словесно, чему уделяю очень большое внимание, а потом и в баллах.
Очень важно, чтобы дети могли увидеть, что стихотворение прочитано выразительно или нет, читающий передал ту картину, какую увидел автор стихотворения, настроение автора и т.д. Без внимания не оставляется и отношение друг к другу в паре. Прихожу на помощь той паре, где дети не могут, по той или иной причине, сделать задание. Чаще всего причиной является конфликтность детей, нетерпимость друг к другу, неадекватность оценки себя и своего товарища. Огромное терпение нужно учителю и немалое время, чтобы дети начали меняться. Иногда кажется, что организовывая работу в группах, теряется очень много урочного времени. Но опыт показывает, что если удается наладить полноценную работу, то выигрываешь в двойне.
После того, как дети научатся работать в парах, можно переходить к организации работы в группах сначала по 3-4 человека. Большая проблема в месте лидера в группе и его поведении. И часто начало такой совместной деятельности проходит в соревновании, противодействии, соперничестве. При этом дети громко и с раздражением говорят. Как же от такого поведения в группе перейти к сотрудничеству, сотворчеству, уважению друг к другу. Обычно я стараюсь сначала работать в группа постоянного состава. Это дети, сидящие за двумя, стоящими друг за другом столами. Почему так. Это удобно, не надо сдвигать столы. А самое главное, что я становлюсь членом одной группы и обычно лидером. Таким образом, переходя из одной группы в другую, учу детей следовать правилам поведения при работе в группах. После того, как правила будут усвоены, можно использовать и работу в группах сменного состава. Чтобы детально увидеть пробелы в знаниях по определенной теме, а главное понять их причину, я использую работу с группой детей, у которых возникли какие-то проблемы. В это время остальные могут работать как в группах, так и в парах самостоятельно.
Преимущества использования обучения в группах:
 
  • не все ученики готовы задавать вопросы учителю, если они не поняли новый или ранее пройденный материал. При работе в малых группах, при совместной деятельности ученики выясняют друг у друга все, что им непонятно. В случае необходимости не боятся, все вместе обратится за помощью и к учителю;
  • дети учатся сами видеть проблемы и находить способы их решения;
  • каждый начинает понимать, что успех группы зависит не только от запоминания готовых знаний, данных в учебнике, но и от умения самостоятельно приобретать новые знания и умения их применять в конкретных заданиях;
  • формируется собственная точка зрения, ученики учатся ее аргументировать, осваивать свое мнение;
  • ребята учатся общаться между собой, с учителями, овладевают коммуникативными умениями;
  • развивается чувство товарищества, взаимопомощи.
 
Построение учебного материала, содержащего суждения и факты, подлежащие сравнению, предлагает использование в преподавании не монолога, а диалога, когда учитель создает ситуацию открытия детьми нового знания. 
Значительное место в моей работе занимает проблемный урок. Разрешение проблемы, возникает на уроке, происходит через поиск верного решения в ходе наблюдения, сравнения, в предоставленном материале для изучения через диалог .
Вот как дополняли ученики 1-го класса правило переноса слов с одной строки на другую. На данный момент они уже усвоили, что переносить слова с одной строки на другую можно по слогам.
 
У. – Спишите с доски слова, разделите их на слоги.
 
Школа, огород, день.
 
Проверяем. Дети поясняют, почему они тек разделили. Ведь они знают, что «сколько в слове гласных столько и слогов».
Дальше предлагается слова – море, домик, разделить для переноса.
Справились с заданием без труда, т.к. тоже знают, что переносить слова с одной строки на другую нужно по слогам. А теперь предлагается разделить для переноса слова - мои, улица, урок.
Во время проверки обнаруживается, что дети сделали задание используя предыдущие знания таким образом мо-и, у-ли-ца, у-рок.
Чувствую, что в чем-то некоторые сомневаются. Пытаюсь выяснить, что их смущает. Но толково никто не может объяснить. Тогда предлагаю им посмотреть, как я выполнила задание. Дети видят: мои, ули-ца, урок. Поднимаются и пытаются сказать, что я задание не выполнила, но я утверждаю, что это задание можно выполнить именно так и прошу сделать вывод. Идет поиск несоответствия правилу переноса слов, пока известного им частично. Долгим путем, но все же дети замечают, что я не переносила слоги, состоящие из одной буквы. Таким образом правило переноса дополняется: одну букву нельзя переносить и оставлять на строке. Радует то, что следует вопрос: «А еще есть дополнения?» И я обещаю детям, что на следующих уроках мы об этом поговорим. А назавтра подходят некоторые дети и сообщают, что им старшие сказали, что -й- нельзя переносить, а также мягкий знак. Я одобряю их, прошу пока держать свои знания в секрете. Когда же мы на уроке путем сравнения делаем выводы и дополняем еще правило переноса, то я называю детей, которые об этом узнали раньше и не от учителя, а от родителей и старших братьев и сестер. Таким образом побуждаю их к самостоятельному поиску новых знаний.
В данном случае дети сделали вывод путем сравнения правильного образца со своим ошибочным выполнением задания.
А вот как решается проблемная ситуация совсем по- другому. И снова урок. Теперь уже математики в первом классе. Дети пока умеют складывать и вычитать в пределах десяти. После актуализации знаний учитель предлагает записать суммы и найти их значения:
 
8+1 5+4 7+2 9+3
 
Дети быстро записывают и считают. Но вот вопрос. А как к 9 прибавлять три?
 
И тут же ответ:
 
Я по линейке посчитал
А я на пальцах
А я уже в уме умею считать.
 
Воспользовавшись подсказкой, все написали ответ.
 
Меня же интересует способ рассуждения при выполнении этого задания. Я прошу взять слева положить 9 палочек, а справа 3. А теперь объединить их. Дети выполняют мое задание. И я вижу, да и ожидала, способы они используют разные. При проверке дети объясняют, как они рассуждают:
 
1) Я к девяти палочкам придвинул три, потом пересчитал. Получил 12.
2) Я придвигал к девяти по одной палочке и присчитывал и тоже получил 12.
3) А я к 9 придвинул,1 палочку получил десяток и еще 2 единицы. Всего 12
 
Пытаемся записать найденные способы.
 
9+3=12
9+3=9+1+1+1=12
9+3=(9+1)+2=12
 
Выбираем рациональный. Все указывают на третий. Но пока использовать будут каждый тот способ, который им более приемлем. Но то, что решение данного задания имеет несколько способов, побуждает детей к поиску различных способов выполнения одного и того же задания в дальнейшем. Разрешение проблемной ситуации стараюсь организовать так, чтобы дети могли подумать и обсудить найденное решение друг с другом. Правильность или неправильность поиска должны определить тоже сами ученики. Учитель же помогает выстроить правильное ведение диалога.
Важное место в организации обучения занимает исследовательская работа. Начнем мы ее уже в первом классе. И, конечно же, первые наши исследования проводятся в природе. Мы выращиваем растения из семян, наблюдая и фиксируя необходимые условия для роста растений. Ведем дневник коллективно. Обычно в такую работу включается и несколько учеников, которые свои исследования пытаются вести индивидуально. Важно помочь этим детям довести начатое до конца. И в этом я прошу помощи у родителей.
Структура урока в системе Л.В. Занкова меняется. Она отходит часто от стандартных частей – опрос, объяснение, закрепление. Познание учащихся движется при постоянном тесном переплетении новых знаний с ранее полученными.
На уроке меняется соотношение удельного веса речи учителя и учащихся. Ведущая роль учителя сохраняется, но при этом обеспечивается свобода самореализации ребенка, создаются условия, чтобы с самых первых шагов пребывания на уроке, ребенок не боялся высказывать свои, пусть даже и ошибочные мысли, наблюдения, познания. Создание такой доверительной, комфортной для психики ребенка обстановки требует немало усилий. Особенно в наши сегодняшние дни, когда все больше гиперактивных детей приходят в школу.
Я считаю, что каждый учитель должен исключить повышение голоса в учебно-воспитательном процессе. А для этого надо принять ребенка таким, какой он есть и помнить, что часто поведение его зависит от отклонения в здоровье или от условий, в которых он проживает. Чутки такие дети к доброте и вниманию, охотно идут на контакт с учителем, что помогает внести коррективы в их поведение. Наблюдательность учителя помогает часто понять проблемы ребенка. А так же необходимо работать в тесном контакте с психологом, медицинскими работниками, родителями. И еще важно, чтобы учитель сам понял, что ему не хватает, знаний и занялся профессиональным самообразованием.
Система Л.В. Занкова предлагает безотметочное обучение. Оценка же эффективности обучения проходит не только по показателям общего развития учащихся. Общее развитие характеризуется данными о развитии таких сторон психики: деятельность обучения, деятельность мышления, практические действия, эмоционально-волевые особенности. Авторами учебников под руководством М.В. Зверевой разработаны способы изучения общего развития и подходы к анализу получаемых при этом данных. Осуществляю изучение развития чаще на уроке, выделяя для специальных заданий часть урока. Нужно отметить, что не только специальные задания помогают отследить общее развитие детей. Наблюдая за деятельностью детей на уроке и во внеурочное время, я вижу как продвигаются они в общем развитии. При оценке овладения школьниками программным материалом я использую отметку. Но она не играет той главенствующей роли в процессе обучения, которую играет в системе традиционного обучения. Приучаю детей адекватно оценивать свои знания, умения, навыки. Уже с первого класса при выполнении письменных проверочных работ не исправляю ошибки, а только помечаю их место. В каждой работе на полях указываю количество ошибок, учу детей наблюдать за их изменением от работы к работе. Хвалю, когда количество ошибок уменьшается. Во втором классе, когда еще отметки не ставятся, объясняю, детям за какую работу ставится отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно. Выполнение такой работы в системе, уже к третьему классу, когда начинается оценивание работ отметкой, позволяет детям спокойно ее принимать, понимая, за что она выставлена. Постепенно предлагаю не боятся неудовлетворительных отметок, т.к. дети знают , что есть возможность их исправить. Ни одна неудовлетворительная работа не остается без работы над ошибками в индивидуальном порядке, где особое внимание уделяется причине возникновения этих ошибок. Наученные правильно делать самооценку, дети быстро адаптируются в пятом классе. И уже к концу первой четверти почти все знают, какие отметки им будут выставлены по предметам, могут объяснить почему.
Сравнивая, качество обученности на окончание начальной школы с качеством обученности на конец пятого класса видим, что по русскому языку и математике особых изменений не произошло.
По остальным предметам даже стало выше. Но это не главное. Отмечают учителя, что мои выпускники с увлечением работают на уроке, используют много дополнительных источников знаний, обладают хорошими коммуникативными способностями, дружны, с интересом участвуют во внеучебных мероприятиях. На школьных олимпиадах по русскому языку и литературе призерами стали тоже мои ученики.
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Полезные ссылки

Официальный интернет-портал правовой информации

ПроПсиТин
КАБИНЕТ ON-LINE КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЁЖИ
Облако
Архив записей
МБОУ Лицей №8 г.-к. Кисловодска © 2020Используются технологии uCoz