Сегодня: Среда, 01.04.2020
МБОУ Лицей № 8
Меню сайта
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 515
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Технология проблемного обучения и способы ее применения на уроке.
 

В последнее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс осмысления того факта, что реальное значение имеет не само знание, а то личностное развитие, которое ребёнок получает в процессе его изучения.

В этих условиях встают задачи: как сделать обучение интересным для детей не с внешней стороны, а по сути? Как обеспечить активную позицию учащихся с учётом психологических особенностей их развития? Как сделать знания не самоцелью, а средством формирования развивающейся личности?

Активизация мыслительной деятельности учащихся – одна из актуальных проблем. Это закономерно, так как ученье –  ведущий вид деятельности школьников, в процессе которого решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовить подрастающие поколение к жизни, к труду.

Поиск решения этих проблем привёл меня к необходимости использования методов обучения, которые позволяют включить ребёнка в учебно-познавательную деятельность, развить вариативность мышления и творческие способности, обеспечить разноуровневое обучении в условиях психологической комфортности.

На мой взгляд, традиционная программа не в полной мере учитывает современные требования к обучению, поэтому, познакомившись на курсах с программой  образовательной системы “Школа 2100” решила обучать детей по этой программе. Меня заинтересовал новый нетрадиционный подход к обучению, содержание программы, учебной литературы и тесная межпредметная связь, сквозные герои, которые помогают активизировать учебный процесс.

Программа основывается на системе педагогических принципов: принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, принцип адаптивности, психологической комфортности и развития, принцип целостности содержания образования. 

Задачи данной программы:
  • всестороннее развитие личности, т.е. не обучение чтению, счету, письму, а развитие качеств личности, интеллектуальных и творческих способностей;
  • развитие интереса к познанию, потребности и желанию учиться в школе.

Обучение  по системе «Школа 2100» ориентировано на продуктивную деятельность и относится к проблемному типу обучения. 

Проблемный диалог – технология образовательной системы “Школа 2100”. Она используется на уроках изучения нового материала и позволяет заменить традиционное объяснение учителя “открытием” знаний.

Сегодня под проблемным обучением (технологией проблемного обучения) понимается такая организация учебного процесса, которая предполагает создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками (ЗУН) и развитие мыслительных способностей (способов умственных действий — СУД).

В качестве психологической основы проблемного обучения обычно называют сформулированный С. Л. Рубинштейном тезис: "Мышление начинается с проблемной ситуации".
Осуществляется проблемное обучение по схеме: «противоречие → выход из него» и направлено на формирование умений самостоятельно решать познавательные задачи, на развитие творческого мышления. Реализация проблемного обучения предполагает выполнение следующих целей:
  • привлечь внимание учеников к вопросу, задаче, учебному материалу, возбудить у них познавательный интерес и другие мотивы деятельности;
  • поставить учащихся перед посильными познавательным затруднением, преодоление которого активизировало бы мыслительную деятельность;
  • обнажить перед учащимися противоречие между возникающей у них познавательной потребностью и невозможностью её удовлетворения посредством наличного запаса знаний , умений и навыков;
  • помочь учащимся определить в познавательном вопросе, задаче, задании основную проблему и наметить план поиска путей выхода из возникшего затруднения,
  • побуждать учащихся к активной поисковой деятельности;
  • учить искать направление поиска наиболее рациональных путей выхода из ситуации затруднения.
По содержанию решаемых проблем различают три вида проблемного обучения:
  • решение научных проблем (научное творчество) — поиск и открытие обучаемым нового правила, закона, доказательства;
  • решение практических проблем (практическое творчество) — применения известного знания в новой ситуации, конструирование, изобретение;
  • создание художественных решений (художественное творчество) — художественное отображение действительности на основе творческого воображения, включающее рисование, игру, музицирование и т.п.  
 

Проблемную ситуацию создает противоречие между предыдущим усвоенным учебным материалом и последующим.

Различают два типа проблемных ситуаций: педагогическую и психологическую.

Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, постановки учителем вопросов, подчеркивающих противоречия, новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания.

Создание психологической проблемной ситуации — сугубо индивидуальное явление: это «вопросное состояние», поисковая деятельность сознания, психологический дискомфорт.

Методические приемы создания проблемных ситуаций:
 
  • подводит учеников к противоречию и предлагает им самим найти способ его решения;
  • определяет проблемные теоретические и практические задания (наизусть, исследовательские);
  • предлагает классу рассмотреть явления с различных позиций (директора, педагога, ученика, родителя, юриста…);
  • излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
  • побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
  • ставить конкретные вопросы на обобщение, обоснование, логику рассуждения;
  • ставит проблемные задачи: с недостаточными и избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками.
Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.
Уровень проблемности ситуации вопроса может быть разным.
Скаткин М.Н. выделяет пять уровней проблемности.
Первый: Проблемная ситуация возникает независимо от методов работы учителя, внимание учеников не направляется на эту проблему, трудность проблемы преодолевается объяснением учителя.
Второй: преднамеренное создание учителем проблемных ситуаций, но формулирует и решает проблему сам учитель, ученик только усваивает логику проблемного мышления учителя.
Третий: требует от учителя создания проблемной ситуации, указание ученикам проблемы и вовлечение учеников в совместный поиск путей ее решения.
Четвертый: Самостоятельное решение учениками сформулированной учителем проблемы.
Пятый: Ученики самостоятельно формулируют проблему, ведут поиск путей ее решения, проверку, самостоятельно приходят к выводам и обобщениям.
Итак, чем же отличается структура проблемного урока от структуры урока в традиционной системе? Технологическая схема цикла проблемного обучения (постановка и разрешение проблемной ситуации).
I этап — постановка педагогической проблемной ситуации, направление учащихся на восприятие ее проявления, организация появления у ребенка вопроса, необходимости реакции на внешние раздражители.
II этап — перевод педагогически организованной проблемной ситуации в психологическую: состояние вопроса — начало активного поиска ответа на него, осознание сущности противоречия, формулировка неизвестного. На этом этапе учитель оказывает дозированную помощь, задает наводящие вопросы и т.д.
III этап — поиск решения проблемы, выхода из тупика противоречия. Совместно с учителем или самостоятельно учащиеся выдвигают и проверяют различные гипотезы, привлекают дополнительную информацию. Учитель оказывает необходимую помощь (в зоне ближайшего развития).
IV этап — «Ага-реакция», появление идеи решения, переход к решению, разработка его, образование нового знания (ЗУН, СУД) в сознании учащихся.
V этап — реализация найденного решения в форме материального или духовного продукта.
VI этап — отслеживание (контроль) отдаленных результатов обучения.
Как я провожу проблемные уроки по этапам.
  
1)Организационный момент.
Он предполагает:
  1. возникновение у учащихся желания работать (“хочу”) и уверенности в себе (“могу”). Это могут добрые пожелания, обмен рукопожатиями, обмен хлопками, улыбкой и т.д.
  2. указание границ образовательного пространства. Это может быть такой диалог:
- Сегодня мы вместе восхитимся глубокими знаниями – а для этого проведем маленький уст. счет. Потом потренируем мозги –  порешаем  задачи. И, наконец, вытащим из тайников памяти кое-что ценное…
  
2) Актуализация знаний.
Этот этап очень важен, т.к. позволяет подготовить этап открытия нового знания содержательно и мыслительно (развивается вариативность мышления, умение классифицировать, анализировать, обобщать, делать выводы).
Приемы: Светофор – сигнализируют о своей готовности к ответу.
Блиц-опрос.
  
3) Постановка учебной проблемы.
Учебная проблема существует в двух основных формах:
а) как тема урока;
б) как несовпадающий с темой вопрос, ответом на который будет новое знание, являющееся темой урока.
  1. удивляй, отсроченная отгадка ( «Вода»…..)
  2. Лови ошибку….
Предлагаю задания:
невыполнимые из-за нехватки знаний на начало урока;
невыполнимые из-за непохожести на предыдущие;
невыполнимые вообще, но похожие на предыдущие;
“на удивление”- несколько противоречивых и взаимоисключающих фактов.
  
4) “Открытие” знания.
 Есть три пути открытия знания.
Первый путь через гипотезы. Это:
  • выдвижение гипотезы, т.е. предположения, истинность или ложность которого должна установить проверка;
  • проверка гипотезы. Учащиеся могут самостоятельно или в диалоге с учителем выдвинуть и проверить гипотезу.
Второй путь – подводящий диалог без проблемы.
Третий путь – подводящий диалог от чётко сформулированной проблемы.
(-  Лето. Ночь. Два человека копают чужой огород. Для чего? (Носов. «Огородники»)
- Я такого прелестного человека в жизни не встречал! –Иван, услышав это, бросил в соседа стакан.  Прелестный-коварный)
  
5) Усвоение нового материала.
Это – этап преобразования новой информации в мыслительный образ. На данном этапе использую различные приёмы и способы, как проговаривание вслух, рисунки, схемы, алгоритмы, знаковые записи и т.д.
  
6) Самостоятельная работа.
Первая её особенность – узкая направленность, демонстрация нового знания в типовой ситуации. Вторая особенность – небольшой её объём, два-три типовых задания.
Самоконтроль на этом этапе
  • сравнение с эталонным выполнением своего варианта решения
  • создание помощника для проверки работы.
Самооценка – самостоятельное фиксирование достижения успеха.
Волшебные линеечки (оценочная шкала)
Прогностическая оценка ( оценка своих возможностей)
Оценочный лист
  
7) Повторение.
На этом этапе новые знания включаются в систему уже имеющихся. Можно использовать индивидуальную, фронтальную, групповую работу.
  
8) Рефлексия.
Цель этапа – осознание учащимися метода собственной познавательной деятельности.
Резюме «Некоторые типовые вопросы»
- В чём были затруднения?
- Какой приём помог вам выйти из затруднений?
Для положительного самоопределения применяю принцип накопления плюсов.
Приёмов много. Например, использую такие:
  • - нарисуй настроение на листочке;
  • - поднимись на горку;
  • - наполни ведро знаний;
  • - собери букет;
  • - расшифруй слово и прочитай; и т.д.
 Проблемные уроки очень эффективны и детям нравятся. Конечно, работа трудоёмка, так как к каждому уроку надо подбирать необходимые и достаточные упражнения для актуализации знаний и создания проблемной ситуации, продумывать постановку проблемы и выбор путей её решения в соответствии с принципом рациональности. Но на данном этапе развития человечества обучение должно быть проблемным. Войдя в жизнь такая личность будет более защищена от стрессов.
Бернард Шоу утверждал: «Единственный путь, ведущий к знанию,- это деятельность. Чтобы знания становились инструментом, а не залежами ненужного старья на затворках интеллекта, ученик должен с ними работать, т. е. применять, искать условия и границы их применимости, преобразовывать, расширять и дополнять. Задача учителя – создать для этого все условия».
Поиск
Календарь
«  Апрель 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Полезные ссылки

ПроПсиТин
КАБИНЕТ ON-LINE КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЁЖИ
Облако
Архив записей
МБОУ Лицей №8 г.-к. Кисловодска © 2020Используются технологии uCoz