Сегодня: Четверг, 09.04.2020
МБОУ Лицей № 8
Меню сайта
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 517
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
«Преемственность в системе образовательного пространства лицея как фактор повышения качества образования и подготовки конкурентоспособной личности выпускника»

 

Работа городской экспериментальной педагогической площадки

на базе МОУ Лицей № 8

  Согласно приказа Управления образования администрации города-курорта Кисловодска № 374 / 1 – ОД от 2 ноября 2006 года на базе МОУ Лицей № 8 г-к Кисловодска организована опытно-экспериментальная работа по теме «Преемственность в системе образовательного пространства лицея как фактор повышения качества образования и подготовки конкурентоспособной личности выпускника». В работе по данной теме задействованы также организации – соисполнители:

  • Информационно-методический центр (ИМЦ) Управления образования Администрации г-к Кисловодска;
  • Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр творческого развития детей и гуманитарного образования для одаренных детей «Поиск»;
  • Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 20.

   Руководителем опытно-экспериментальной работы по указанной теме является заведующая ИМЦ УО Веретенникова Л.А.

   Тема для организации ОЭР в лицее выбрана не случайно, так как проблема непрерывности и преемственности в образовании существует давно. Всё педагогическое сообщество понимает ее значимость и актуальность. Свидетельством тому являются принятие документов Министерства образования и науки РФ, региональных управлений образования, публикаций научных и методических статей и разработок, выступлений специалистов, родителей, заинтересованной общественности. Особую актуальность в настоящее время приобрела проблема определения общих принципов преемственности между ступенями образования. Это связано с возникшим многовариантным пространством дошкольного, начального, среднего, старшего и дополнительного образования.

   В МОУ Лицей № 8 г-к Кисловодска в течение многих лет решаются вопросы преемственности. В 2003 году в рамках программы развития была разработана общешкольная программа «Преемственность в образовании», включающая несколько направлений работы.

   Эта программа обеспечивает широкую вариативность в выборе педагогических технологий, способов активизации мышления, освоения материала каждым ребенком.

  Следующим этапом работы над проблемой преемственности было открытие в 2007 году на базе лицея экспериментальной площадки по указанной теме. Был разработан план совместной работы с организациями – соисполнителями, который включает ряд мероприятий .

   Первые совместные заседания МО учителей начальных классов МОУ Лицей № 8 и воспитателей МДОУ д/с № 20, откуда в лицей приходит большая часть первоклассников, были посвящены изучению образовательных программ начальной школы и дошкольного обучения. В ходе обсуждения педагогами было отмечено, что многие разделы программ ДОУ дублируют программы первого класса начального этапа образования. Немало времени понадобилось учителям и воспитателям для того, чтобы обеспечить «стыковку» программ дошкольного и начального школьного образования. Большая работа при этом была проделана с родителями, так как их социальный заказ образованию в детском саду заключался лишь в том, чтобы их дети научились читать, считать и писать.

   На последующих совместных заседаниях МО учителей начальных классов и воспитателей детского сада большое место занимали вопросы адаптации учащихся первого класса, осуществления индивидуального и дифференцированного подхода к обучению и воспитанию каждого ребенка, подготовке рекомендаций для родителей о том, как готовить ребенка к школе.

   Большой интерес вызывают у учителей и воспитателей семинары – практикумы, проводимые два раза в год на базе «Школы наставничества», действующей в лицее. Темы семинаров определялись на совместном заседании МО и утверждались на Координационном Совете, где разрабатывались планы проведения таких семинаров. Семинар – практикум по теме «Развитие гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения», проведенного в марте 2007 года проходил следующим образом:

   1 день. Место проведения – МДОУ д/с № 20. Участвуют учителя начальной школы и воспитатели. План работы:
    А) открытое занятие с воспитанниками по теме «Моя Родина – город-курорт Кисловодск»;
   Б) знакомство с выставкой рисунков по теме семинара, отбор рисунков для выставки в начальной школе лицея;
   В) самоанализ и анализ открытого занятия.

   2 день. Место проведения – начальная школа МОУ Лицей № 8. Участвуют воспитатели детского сада, учителя начальной школы, учителя истории среднего звена. План работы:
    А) открытый урок «Окружающий мир» в 1 классе по теме «Символы России». Работа на уроке была организована групповым методом. Консультантами в группах были учащиеся 11 класса;
   Б) знакомство с выставкой рисунков, где представлены работы воспитанников детского сада и учащихся начальной школы. Отбор рисунков для выставки в средней школе.
   В) самоанализ и анализ урока;
   Г) «круглый стол» для участников семинара по теме «Преемственность на всех этапах общего образования как фактор повышения качества знаний, умений, навыков. Опыт решения проблем преемственности между начальной школой и основной ступенью в обучении истории»;
   Д) практическая часть. Работа в группах, выявление проблем по формированию и развитию гражданственности и патриотизма

  • в детском саду,
  • в начальной школе,
  • в среднем звене;
   Е) рекомендации по теме;
   Ж) выступление победителей конкурса чтецов среди 3-4 классов.

   3 день. Место проведения – старшая школа МОУ Лицей № 8.Урок обществознания в 11 классе по теме «Государственная символика Российской Федерации» . Участвуют учителя начальных классов, учителя истории.

   В течение 2007-2008 гг также были проведены в МОУ Лицей № 8 семинары по темам:

  • Виды деятельности и их смена при обучении детей математике (ноябрь 2007 г);
  • Развитие речевых умений (ноябрь 2008 г).

   На февраль 2009 г запланирован и готовится семинар на тему «Развитие художественно – творческих способностей воспитанников детского сада и учащихся лицея».

   Также педагогический коллектив лицея изучает передовой опыт организации опытно-экспериментальной работы в рамках города и края. В январе 2007 года учителя лицея приняли участие в работе городского семинара-совещания по теме «Работа городских экспериментальных площадок», организованного ИМЦ УО Кисловодска.

   Воспитатели подготовительных групп - частые гости в лицее. Многие мероприятия проводятся с их участием, например, праздники «Золотая осень», «правила дорожного движения знай и уважай!», «Праздник цветов» и другие. Учащиеся начальной школы часто выступают перед воспитанниками детского сада со спектаклями, несколько раз в год работает в детском саду лицейский отряд ЮИД. Также практикуется участие дошкольников в различных конкурсах: на лучшего чтеца, тематических рисунков, поделок. Важной работой считаем участие учителей начальных классов в проведении родительских собраний в детском саду, проведение консультаций для родителей будущих первоклассников.

   Однако следует отметить, что только часть детей и детского сада № 20 приходят в начальную школу МОУ Лицей № 8. Остальные дети поступают в другие школы по месту жительства. Исходя из складывающейся ситуации, в школе проводится подготовка детей к обучению в первом классе силами учителей лицея. Программа подготовки составлена на основе комплекта учебников «Преемственность» под редакцией И.А. Федосовой и рассчитана на 40 учебных часов, из них 30 часов дети занимаются в апреле и 10 часов – в августе.

   Педагогические шаги школы будущего первоклассника можно представить в виде следующей схемы:


 


Апрель


 


 


Август


    В Лицее ведется большая целенаправленная работа по подготовке и успешной адаптации будущих первоклассников к условиям начальной школы, но еще не все трудности в организации учебно-воспитательного процесса преодолены. Это связано с недостаточной материально-технической базой для работы с детьми дошкольного возраста, недостаточной информированностью учителей о существующих программах, рекомендованных Министерством образования и науки РФ, для работы с детьми старшего дошкольного возраста в условиях школы, слабой помощью психологической службы в группах предшкольной подготовки, в том числе детям, имеющим отклонения в развитии. Эти трудности решаются постепенно по мере накопления теоретического и практического опыта работы в системе дошкольного и начального школьного образования, выбора новых оптимальных способов и средств педагогического воздействия на ребенка. Опытно-экспериментальная работа по теме «Преемственность в образовании» поставила целью перед педагогами дошкольного и начального образования ценить в будущем первокласснике не столько умения читать, считать и решать задачи, сколько положительное отношение к самому себе, уверенность в своих силах, открытость внешнему миру, самостоятельность, инициативность, любознательность, а также развитые воображение, коммуникативные способности, самооценку.

   Следующий переломный момент, который проходит ребенок в процессе обучения в школе, - это переход из начальной школе в среднюю (5 класс). Подготовка к этому этапу школьной жизни начинается задолго до его наступления. Уже в 3-4 классах учителя начальной школы практикуют метод смены учителя, когда педагоги меняются классами на один или несколько уроков внутри параллели или между параллелями. Учащиеся начальных классов постепенно привыкают к смене учителей и быстрее адаптируются к смене предметников в 5 классах. В течение года также проводят уроки в 4 классах учителя русского языка и математики среднего звена обучения. Это позволяет учителям и учащимся заранее познакомиться друг с другом, выбрать оптимальный стиль и ритм работы.


   Кроме взаимопосещений уроков и внеклассных мероприятий учителями начальных классов и предметниками, проводятся совместные заседания МО начальных классов и МО учителей русского языка и литературы, математики, истории, иностранных языков. Разработана система диагностики подготовленности и выявления трудностей в обучении в виде тестов для учащихся, анкет для учителей и родителей.


Итоговые контрольные работы по русскому языку, математике, иностранным языкам для учащихся 4 классов проводятся учителями –предметниками среднего звена в присутствии учителя начальных классов, чтобы уменьшить воздействие стрессового фактора. Проверяются контрольные работы также учителями средней школы, а анализируются и составляются рекомендации уже при совместном обсуждении результатов с участием учителей начальной школы. По итогам контрольных работ и с учетом рекомендаций учителей начального звена далее проводятся родительские собрания в 4 классах и предлагается учебный план для дальнейшего обдуманного выбора обучения детей в средней школе, так как в физико-математическом лицее предпрофильная подготовка начинается с 5 класса, и учащиеся и их родители стоят перед выбором общеобразовательного или математического профиля для дальнейшего обучения.


   На следующих образовательных ступенях (основной и средней) решение проблемы преемственности осуществляется по следующим направлениям:

  • учебно-воспитательная деятельность ( в том числе предпрофильное и профильное образование);
  • научно-исследовательская деятельность учащихся;
  • работа психолого-педагогической службы;
  • экспериментальная и научно-педагогическая деятельность учителей.
 
   При переходе в среднюю школу большая часть детей испытывает сильный стресс из-за смены обстановки, увеличения учебной нагрузки, разных требований предметников в соответствии с особенностями своего предмета. В результате, как правило, происходит резкое снижение успеваемости в 5 классе. Для максимального снижения последствий адаптационного периода у пятиклассников в лицее осуществляется тесный контакт между учителями предметниками и классными руководителями 5 классов и учителями начальной школы. К моменту перехода учащихся в 5 класс составляются комплексные характеристики классных коллективов и индивидуальных особенностей отдельных учащихся, которые оказывают большую помощь классным руководителям 5 классов на первом этапе работы с детьми, при составлении планов воспитательной работы. Учителя начальной школы как можно чаще посещают уроки и классные часы своих выпускников. С их участием проходят входные контрольные срезы по русскому языку и математике по текстам 4 класса. Учителя средней школы максимально учитывают возрастные особенности пятиклассников, уровень сформированности познавательной активности положительной мотивации обучения. В течение первой учебной четверти в лицее традиционно проводится педагогический консилиум по вопросам адаптации учащихся 5 классов и преемственности в образовании между начальным и средним звеном школы. Анализ этой многоплановой работы проводится на очередных заседаниях педагогического и научно-методического Советов. Учителями-предметниками средней школы также подготовлены рекомендации для учителей начальной школы по изучению младшими школьниками сложных тем и вопросов по конкретным предметам.

   Хороший результат по реализации основополагающих принципов преемственности в обучении дает опыт работы учителей начальных классов в 5-6 классах в качестве предметников. Это учитель начальных классов и русского языка и литературы Петухова И.В. и учитель начальных классов и географии Бабаян Л.В. В средних классах, где продолжают работать эти учителя, отмечается низкий уровень тревожности у детей 10-12 лет, редкие неадекватные поведенческие реакции на замечания учителей, отсутствие нарушений во взаимоотношениях со сверстниками.

   Благодаря систематической и скоординированной деятельности учителей среднего и начального звена большинством учащихся адаптационный период успешно преодолевается к концу первой учебной четверти. Дети вливаются в ритм работы средней школы. Об этом свидетельствуют данные психолого-педагогических исследований, проводимых ежегодно психологом лицея . Работа по осуществлению преемственности образования между средним и старшим звеном начинается в лицее с 5-6 классов. На ступени среднего образования сформированы по два класса в каждой параллели с углубленным изучением математики и физики по специальным программам, введены специальные курсы по профилю лицея, расширена деятельность психологической службы. В рамках реализации программы работы с одаренными детьми осуществляется активное сотрудничество с ГОУ ДОД ЦТРГО «Поиск». Ежегодно значительная часть учеников лицея посещают занятия в этом учреждении дополнительного образования на бюджетной и платной основе, в том числе по физико-математическому профилю лицея. К участию в заочных предметных олимпиадах и конкурсах – играх «Интеллект», «Русский медвежонок». «Кенгуру» участвуют не только учащиеся 5-11 классов, но и ученики начальной школы. С первых лет обучения в школе учащиеся ведут учет личных достижений и собирают «портфолио». С 5 класса ученики принимают участие в школьных олимпиадах по всем учебным предметам.

   Для учащихся 9 классов организована предпрофильная подготовка путем введения системы элективных курсов, ведется изучение социального запроса учащихся и их родителей по профильному обучению с целью расширения профильной специализации лицея. Все это позволяет реализовать следующую модель образовательного процесса:

 


 


 


    Набор в 10 класс осуществляется с учетом следующих факторов:

  • результаты итоговой аттестации в 9 классе;
  • желание выпускника и его родителей;
  • рекомендации учителей – предметников;
  • рекомендации психолога;
  • результаты участия в различных предметных конкурсах и олимпиадах;
  • реальная самооценка своих знаний и возможностей.

   Обучение в 10-11 классах строится не только на принципах преемственности в образовании, но и профильного обучения. В связи с этим широко осуществляется сотрудничество с ВУЗами, в частности с кисловодскими филиалами РГУ, Сев-Кав ГТУ, с ДГТУ (г.Ростов-на-Дону). Это способствует профессиональному самоопределению наших выпускников, повышает уровень подготовки без дополнительных физических и психо-эмоциональных нагрузок. Это сотрудничество оказывает большую помощь и при подготовке учащихся 11 классов к итоговой аттестации в форме ЕГЭ, что является итогом всей образовательной работы лицея.

   Уже с 6-7 класса ученики вовлекаются в научно-исследовательскую деятельность через работу школьного научного общества учащихся. Они не только присутствуют на рабочих заседаниях предметных секций и итоговой научно-практической конференции, ежегодно проводимой в феврале, но имеют возможность выступить со своими проектами и исследованиями наравне со старшеклассниками. Наиболее интересные работы школьников публикуются в местных СМИ, газете «Зеленый портфель», лицейском альманахе «Вундеркинд».

   В работе по реализации принципов преемственности большая роль отводится психолого-педагогической службе лицея. Она заключается в следующем:

  • расширение диагностических банков;
  • совершенствование консультативно-просветительской работы со школьниками, родителями, педагогами;
  • обеспечение положительной мотивации обучения учащихся всех ступеней лицейского образования;
  • участие психолога при формировании профильных классов и групп элективных курсов;
  • оказание психолого-педагогической помощи родителям и учащимся.

   Психолог лицея готовит диагностический материал по программе «Готовность к обучению в основной школе», «Готовность к обучению в старшей школе» и проводит диагностику. Согласно диагностическому минимуму лицея 5 и 10 классы обследуются в один этап, 1 классы – в два этапа. По результатам этой диагностики психолог предлагает рекомендации для учителей и родителей.

   В основе научно-исследовательской и экспериментальной работы педагогического коллектива лицея лежит поиск методов и средств обеспечения качественного обучения школьников, форм организации учебно-воспитательного процесса и постоянный анализ их эффективности. Систематический мониторинг качества образования в лицее показывает, что учащиеся, которые в начальной школе обучались по системе Л.В. Занкова и по УМК «Школа – 2100» при переходе в среднюю школу как правило выбирают обучение с расширенным изучением физики и математики, легче адаптируются и успешно обучаются. При переходе в старшую ступень они выбирают физико-математический профиль и по окончанию школы обучение в технических ВУЗах. Эти учащиеся на протяжении всех лет обучения в школе демонстрируют высокий уровень интеллекта, умеют самостоятельно добывать знания, обладают высокой работоспособностью и не теряют интереса к учебе.

   Участие педагогического коллектива лицея в опытно-экспериментальной работе по теме «Преемственность в образовании» обеспечивает единое образовательное пространство в лицее, повышение уровня качества образования, успешную адаптацию школьников на «переломных» этапах. Для успешного решения проблемы преемственности обучения реализуются следующие мероприятия:

  • Координация деятельности научно-методического совета лицея как органа . обеспечивающего внедрение и обновление передовых педагогических технологий;
  • Совершенствование работы школьных МО учителей – предметников;
  • Развитие системы обобщения и распространения опыта инновационной деятельности учителей по проблеме преемственности;
  • Проведение мастер-классов, тематических семинаров, конференций, «круглых столов», в том числе в рамках ОЭР;
  • Участие учителей в педагогических проектах различных уровней;
  • Продолжение работы по организации углубленного, предпрофильного и профильного образования, расширение программы спецкурсов, факультативов, элективных курсов;
  • Организация работы творческих микрогрупп учителей по конкретным темам;
  • Активное внедрение новых методик преподавания;
  • Активизация самообразовательной работы учителей.

   Вопрос преемственности не является чем - то новым для коллектива лицея, но каждый год он рассматривается по-новому, на более высоком уровне. В целом опытно-экспериментальная работа по теме «Преемственность в системе образовательного пространства лицея как фактор повышения качества образования и подготовки конкурентоспособной личности выпускника» направление на реализацию современного запроса общества на подготовку хорошо образованного, способного самостоятельно учиться в течение всей жизни, готового к самостоятельным действиям человека – патриота и гражданина. 

Поиск
Календарь
«  Апрель 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Полезные ссылки

ПроПсиТин
КАБИНЕТ ON-LINE КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЁЖИ
Облако
Архив записей
МБОУ Лицей №8 г.-к. Кисловодска © 2020Используются технологии uCoz